Метод проектов в образовательном пространстве

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ", "МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ", "УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ".

 

Азарова Л.Н.

доцент МГПУ,

Оленева Н.А.

воспитатеть школы ЛОГОС

 

 

 

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

 

Понятие "проектная деятельность школьников" находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.

 

Рассмотрим понятие "проектная деятельность" с точки зрения педагогики и психологии.

 

По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

 

Попробуем сделать краткий сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности. Так В.А Моляко выделяет следующие этапы творчества:

 

  1. возникновение проблемы (постановка задач);

  2. подготовка к решению;

  3. формирование замысла;

  4. проверка и проработка.

 

Для сравнения этапов творчества с этапами проектной деятельности возьмем этапы работы над учебным проектом, предложенные Н.Ю. Пахомовой:

 

  1. погружение в проект;

  2. организация деятельности;

  3. осуществление деятельности;

  4. презентация результатов.

 

Итак, погружение в учебный проект иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации учебной деятельности, как полагает Н.Ю. Пахомова, представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, а это не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся "добывают" недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. А проверка результатов необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки.

 

Таким образом, сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал значительное совпадение этапов и их направленности, что позволяет нам утверждать проектная деятельность, в целом, и учебный проект, в частности и есть процесс творчества или творческая деятельность.

 

К творческой деятельности учащихся надо готовить. Так, В.А. Моляко принадлежит аспект трансформации творческой деятельности, что позволяет предполагать динамику ее развития в процессе проектной деятельности школьников.

 

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.

 

Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед.

 

Так характеризует понятие "проект" Е.С. Полат : "Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия".

 

По мнению автора книги "Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования" Н.В. Матяш термин "проект" пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случае6в понятие "проект" подразумевает неявное расширение - "технический проект". Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.

 

По К. М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию". Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс.

 

Процесс создания проекта называется проектирование. ДЖ. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых "проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде". В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В. С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций.

 

В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания.

 

Помимо основных понятий, связанных с проблемой нашего исследования, можно обозначить еще целый ряд понятий, так или иначе имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников. В. И. Аверченков и Ю. А. Малахов употребляют понятие "проектная ситуация", не давая его точного определения, но неявное описание этого понятия позволяет предположить, что под ним понимаются проектировочная деятельность, связанная с разрешением проблемных ситуаций в процессе творческого проектирования. Проект, проектирование, проектировочная деятельность, как и ряд других понятий, релевантных понятию проектная деятельность школьников, необходимо проанализировать с точки зрения соответствия друг другу. Эта информация отражена на схеме 1.

 

Схема 1

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ

 

В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью школьников.

 

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.

 

Как полагает Н. В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. С этими методами можно ознакомиться, рассмотрев таблицу 2.

 

Указанные Н. В. Матящ методы кардинально меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса, так как многие методы имеют возрастные ограничения.

 

Таблица 2

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Традиционные методы

 

 

Вербальные методы;

Демонстрация;

Практические методы;

Наблюдения;

Самостоятельная работа с литературой;

Метод упражнений;

Исторический метод

 

Нетрадиционные

методы

 

 

Метод проектов;

Дизайн-анализ;

Морфологический анализ;

Метод фокальных объект;

Функционально-стоимостный анализ;

Алгоритмический метод;

Метод абсурда;

Метод информационной недостаточности;

Метод информационной избыточности;

Метод информационной поддержки;

Конкурсы творческих проектов.

 

 

 

Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.

 

Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя. Учебные творческие проекты выполняются лицами, обучающимися как в общеобразовательных школах, так и в профессиональных учебных заведениях. По мнению Н. В. Матяш учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.

 

Попробуем понять, что такое учебный проект.

 

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Учебные проекты настолько разные, что задача кратко и односложно ответить на вопрос в чем сущность понятия "учебный проект" кажется невыполнимой. Тем не менее, мы постараемся это сделать.

 

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова].

 

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Как полагает Каганов Е. Г. в своей книге "Метод проектов в трудовой школе", в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта, по мнению того же автора, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

 

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы. Здесь автор приводит таблицу этапов работы над учебным проектом:

 

Таблица 3

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

 

 

 

Учебный проект

 

Проблема проекта

 

 

Почему?

 

 

Актуальность проблемы

 

Цель проекта

 

 

Зачем?

 

 

Целеполагание

 

Задачи проекта

 

 

Что?

 

 

Постановка задач

 

Методы и способы

 

 

Как?

 

 

Планирование

 

Результат

 

 

Что получится?

 

 

Ожидаемый результат

 

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

 

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

 

На разных этапах проекта, как полагает Дж. К. Джононс , от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании.

 

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

 

Итак, мы рассмотрели два основных подхода к пониманию базовых категорий, принадлежащих отечественным исследователям Н.Ю. Пахомовой и Н.В. Матяш. Их взгляды на определение данных понятий значительно отличаются друг от друга. Так , Н.В. Матяш не разделяет понятие "проектная деятельность", "метод учебных проектов", и "учебный проект" с понятием "творчество" и рассматривает учебный творческий проект, как самостоятельно разработанное и специально изготовленное изделие (услугу) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности с учителем. В свою очередь, "метод учебных проектов", трактуется Н.Ю. Пахомовой, как учение через деятельность, а "учебный проект", рассматривается с точки зрения учителя и учащегося, в виде средства, позволяющего обучать и возможности сделать что-то особенное и интересное, соответственно. На одном аспекте исследователи сходятся. По мнению и того и другого "учебный проект" и "метод учебных проектов" входят в объем понятия "проектная деятельность". А как любая деятельность, проектная деятельность имеет свои психологические особенности и располагает различными возможностями для развития личности.

Сайт создан в системе uCoz