Личностно ориентированные технологии

 

 

ПЛАН

 

I.       Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса

 

II.    Формы, методы и приемы организации личностно-ориентированного урока

1.    Мотивация ученической деятельности как важный момент в проведении успешного урока.

2.    Богатые возможности технологии сотрудничества.

3.    Технология мастерских. Творческая мастерская как форма организации учебной деятельности.

4.    Рефлексия как один из необходимых моментов   личностно-ориентированного урока.

  

    III.  Межпредметные связи как эмоциональный стимул к работе, источник впечатлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ОПЫТА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ,     МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА    УРОКАХ        РУССКОГО ЯЗЫКА»

 

ЦЕЛЬ ОПЫТА: предложить способы использования личностно-                                               ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА: опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных  технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В Плешаковой, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

     Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

ё) педагогическое сотрудничество;

ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

 

Область применения: 5 – 9 классы

Продуктивность:

1.     Повышение качества знаний учащихся.

2.    Успешность учебной деятельности.

3.    Формирование личностного смысла ученика.

4.    Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

5.    Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.

Внедрение: работа ведется в течение 4 лет во всех классах, где я работаю.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Результативность работы.

По такой системе работаю уже 5 лет в 5 – 9 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.  Сочинения ребят глубоко индивидуальны, в них виден нравственный рост школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

Дари себя детям!

                                                                                           Из «Заповедей»

                                                                                     Ш.А. Амонашвили

 

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя. К таким урокам идут в течение многих лет работы в школе. Немаловажную роль  в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования: «Использование технологий, методов и приемов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка».

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные ин- новационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс,      Э, Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества - особого типа  «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

 

Целевые ориентации данной технологии:

1.    Переход от педагогики требований к педагогике отношений;

2.    Гуманно-личностный подход к ребенку;

3.    Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:

    1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

    2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

    3. Концепция воспитания.

    4. Педагогизация окружающей среды.

Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.

Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.

Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.

 

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:

- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

- Развитие и становление познавательных сил ребенка.

- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

- Идеал воспитания – самовоспитание.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

 

Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:

1.    Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2.    Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

3.    Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, им было предложено из текста выбрать те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

На следующем этапе урока. Работая над другим текстом, учащиеся должны были пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют деепричастия в нем. Двое других учащихся определяли видовую принадлежность деепричастий, наблюдая за тем, какого вида деепричастия употребляются в одном из предложении, отчего зависит использование деепричастий определенного вида в тексте в целом. Затем пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу.

В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинаю на серьезном уровне с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе В.В. Бабайцевой, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях.

Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по музыкальным произведениями, по картинам. И уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась в 2006 году на курсах повышения квалификации учителей.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.

Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.

 

 

Мастерская творческого письма ( 5 класс )

Тема: «Дождь»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

 

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент. Сообщение темы и цели.

II.                Работа по теме урока

1)   Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

     – Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.

(Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).

- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

(Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

 2) Групповая работа

- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)

     - Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.

Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…

 

 В результате записи учащихся дополняются.

- Попробуйте написать определение слова дождь: Дождь – это…

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

 

3) Творческая работа

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса). Затем представители групп читают свои работы.

«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю…» (Антон Б.).

«Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь». (Таня Ч.).

«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают  свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.)

«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…» (Диана Р.).

«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.).

- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.

- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…

- Любое время года надо принимать хорошо.

- Дождь мы должны встречать с добротой.

- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.

В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.

Дождь и снег – любое время года Надо благодарно принимать.

 

4. Работа с текстом. Анализ текста

Всем группам раздаются тексты (одинаковые).

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).

     Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себя, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…

Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Учащиеся читают составленные ими вопросы:

    - Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?

    - Что надо научиться понимать?

    - Чем ценно всё живое?

- А теперь поработаем с учебником – упражнение 808

  - Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца – напишите план; определите тип речи. ( Работа в парах.)

       Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

       Ночью дождь приходит не слышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь  всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагом гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так  называемый слепой дождь.  Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.

     Учащиеся делят текст на абзацы и определяют микротемы:

1. Ночной дождь

2. Утренний дождь.

3. Вечерний дождь.

4. Слепой дождь.

     Тип речи – описание.

     Творческая работа.

     - Напишите письмо себе от имени дождика.                                                                                                         

     « Здравствуй, Ирина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Ирина. К.)

    « Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся.  (Аня. С.)

 

5.  Чтение работ. Обсуждение результатов занятия (рефлексия).

 

III. Итоги урока. Домашние задание- упражнение 809.

     О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного  урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:

    - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

    - Достигли ли мы цели урока?

    - Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

   - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

  - Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме. Так, например, в конце урока по повторению деепричастия предлагаю такое задание:

   - Составьте предложение с деепричастиями или деепричастными оборотами, в котором выразите состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку. Вот начало предложения: Ученик идёт домой (как?) …

Учащиеся составляют предложение: Ученик идёт домой, (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь о встрече с родителями.

     - А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?

     Учащиеся предлагают свои предложения: Мы будем идти, улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой.

Если на уроке обстановка доброжелательная. Учащиеся не чувствуют себя скованными, искренне поделятся своими мыслями.

      Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Часто использую разноуровневые задания. После урока по повторению деепричастия даю задания:

      Упражнение 262 выполняют те, кому надо потренироваться в подборе синонимичных конструкций к предложениям с деепричастиями.

      Кто хорошо усвоил программный материал, пишет творческую работу на тему « Что было бы, если бы деепричастия исчезли из языка?»

      Личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.        

     В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.

     Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.

      Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством  выражения», поскольку он отражает все стороны действительности и без овладении языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Едва ли не самой важной целью использования литературных произведений на уроках русского языка является приобщение учащихся к сокровищнице русской и мировой литературы. Чтобы привить любовь к поэзии на уроках русского языка я использую поэтические пятиминутки. Н а п р и м е р:

 

Стремглав наез(?)ники помчались;

Дружины кон(?)ные см..шались;

Сомкнутой, дружною стеной

Там руб..т(?)ся со строем строй;

Со всадником там пеший б(?)ет(?)ся;

Там конь испуган(?)ый н..сет(?)ся.

 

 

 

 

 

З а д а н и е:

1.    Записать предложение орфографически верно.

2.    Найти глаголы, указать их время. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин использует в одном предложении разные  временные формы?

3.    Обозначьте грамматическую основу предложения. Какое это предложение?

При изучении темы «Употребление прилагательных в речи» использую стихотворение В. Брюсова

Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не летит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитным прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

 

З а д а н и я  у ч а щ и м с я:

1.     Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какая картина рисуется в вашем воображении? Назовите слова, которые помогают описать пейзаж, настроение. В прямом или переносном значении они употребляются?

2.     Найдите предложение со сравнительным оборотом.

3.     Выпишите 5-6 словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова.

4.     Разберите как часть речи любое прилагательное.

   

      Одно из эффективных средств мотивации учащихся – музыкальные произведения. Я использую их как эмоциональный стимул к работе, самостоятельный источник впечатлений.

      Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трех минут: основное время на уроке отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры и выполнению грамматического задания.

      Слушая музыкальную пьесу, ученик или проникается «созвучным» настроением, или «видит» в воображении подсказанные музыкой картины и потом описывает их.

Вот фрагмент урока в 6 классе.

Тема урока: «Времена глагола». Пьеса П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».

     Слово учителя:

      - П.И. Чайковский – великий русский композитор, горячо любивший свою родину. Особенно дорога ему была русская природа. Он родился в провинциальном городке Воткинске на Урале и с детства был окружен удивительной красотой природы родного края. Возможно, еще в то время у маленького Пети зародилась страстная, вдохновенная любовь к ней. Недаром образам природы посвящены лучшие страницы творчества П.И. Чайковского, среди них цикл пьес для фортепиано под названием «Времена года».

Сегодня мы услышим из этого музыкального цикла пьесу «Февраль. Масленица».

     Задание классу: прослушайте миниатюру. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Народный праздник» (в художественном стиле)

Грамматическое задание: найдите в своих миниатюрах глаголы и определите время каждого из них.

Миниатюры, написанные учащимся.

 

На празднике.

     «Слушая пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года», я понял, что он сам был на этом празднике, и хочу представить себя на его месте, «побывать» на этом чудесном празднике.

     Зазвучала удивительная музыка и отправила меня в мир масленицы.

     И вот я на празднике! Всё и все вокруг веселятся. Я не знаю, куда мне пойти, вокруг столько интересного! Можно, конечно, спросить у кого-то. А он, этот кто-то, и отвечает, что, мол, надо веселиться. Мужик потянул меня в хоровод. Посередине которого, привязанное к столбу, стояло чучело зимы. Мы весело кружились и, конечно, в перерывах ели аппетитные жирные блины». (Юра К.)

 

 

 

 

Народный праздник.

     «Когда я слушаю пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года», мне чудится, будто я сам на этом празднике среди этих гуляющих, веселящихся, играющих в разные игры людей.

Быстро, как ветер, носятся резвые тройки коней, запряженных в сани. Эти белые, вороные лошадки катают людей, а возницы кричат: «С дороги! С дороги!»  Они очень нарядно одеты: в черных меховых шапках с красным верхом, в длинных до пят синих суконных армяках. Повсюду раздается звон колокольчиков. Кое-кто пытается залезть на облитый ледяной водой столб и достать оттуда какую-нибудь вещь. Но, к сожалению, немногим это удается.

     А еще я вижу, как катаются с горки дети.

     Они веселятся, резвятся. У них красные от мороза щеки.

     И, конечно, какая же масленица без блинов! Их пекут прямо на улице. Они, как солнце, золотистые и круглые. Их с удовольствием едят гуляющие». (Алеша С.)

 

     Еще одно направление межпредметной связи на уроках русского языка – связь с уроками изобразительного искусства. Эта связь активизирует речевую деятельность, способствует повышению работы по развитию речи, обогащению речи, способствует эстетическому воспитанию.

     На своих уроках я часто использую репродукции картин И. Левитана, В. Поленова, В. Васнецова, П. Кончаловского, В. Сурикова, К. Юон и других художников.

      Русский язык в качестве учебного предмета выступает в непосредственной межпредметной связи со всеми остальными учебными предметами.

     Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

 

 

 

Литература:

 

4.    Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.

 

5.    Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.

 

 

6.    А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.

 

7.    Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.

 

 

8.    Л.А. Тростенцова «Урок русского языка на современном этапе» М., 1998г.

 

9.    А.А. Окунев «Урок? Мастерская? Или….» М., 2001г.

 

 

10.                     Г.Б. Вершинина «Музыка на уроках обучения описанию». М. 1990г.

 

11.                     И.Э. Унт «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

урока в 5 классе

 

Тема: Буквы з и с на конце приставок.

Цель: Учить детей различать на слух звонкие и глухие согласные буквы; знать, что перед звонким согласным пишется з; перед глухим с; осмыслить соответствующее правило имеющее фонетическую основу.

Оборудование: Сигнальные карточки, фишки, музыка Грига, плакат с изображением дуба, иллюстрации к сказкам Пушкина, портрет.

 

        Эпиграф: В сказках Пушкина отразился

богатый, народный и                                                                                                                                                красочный мир фантазии.

 

 

 

 

Ход урока

I.      Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну. Будем говорить о чудесных жителях страны лукоморья.

II.  Работа с плакатом.

Посмотрите, пожалуйста, на могучий волшебный дуб и вспомните, в каком произведении какого автора мы встречаемся с его описанием (Поэма Руслан и Людмила – А.С. Пушкин)

- Можете ли вы прочитать строчки из поэмы?

(У лукоморья дуб зеленый;

Златая  цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит)

Молодцы, ребята!

Лукоморье – таинственная сказочная страна. Совершая путешествие, мы попробуем открыть её тайны. И в этом нам поможет кот-сказочник.

 Обращение к дубу.

Посмотрите внимательно, что вы увидели на ветвях дуба? (Приставки). Назовем их хором. Молодцы, ребята! Вот об этих удивительных морфемах мы и поговорим сегодня на уроке.

Работа в тетради. Обращение к доске.

Откроем тетрадочки, запишем число, классная работа, тема. В дневник сразу запишем домашнее задание (стр. 171, параграф 11, упр. 408)

   Вот этот кот-волшебник поведет нас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина. В этой чудесной стране мы встречаемся с интересными морфемами. Не простые это морфемы, а с з – с  на конце.

 Работа с доской.

Записаны на доске. Прочитайте слова, записанные на доске.

Беззвучный, бесцветный, испечь, издать. Никакой закономерности вы не заметили?

Когда же пишется з, когда с на конце приставок?

Как выделяется орфограмма?  (Написать звонкие гласные)

Работа с учебником.

Бе                  Глухие

Ра       C      с, т, п, к,

И                  х, ч, ш,

Во                ф, ц

 

Бе                Звонкие

Ра       З       б, в, г, д,

И                  ж, з, л,

Во                м, н, р

   А теперь обратимся к учебнику, откройте, пожалуйста, страницу 214, найдите орф.11, прочитайте еще раз правило. (1 – 2 м.)

   А теперь повернитесь друг к другу и попробуйте рассказать правило своему товарищу, а он вам.

Работа с карточками.

   Итак, первое задание предлагает выполнить ученый кот. Ребята! На столе у вас лежат карточки под №1. Там даны слова, в которых встречается изученная орфограмма. Найдите их, пожалуйста.

   Вздыхать, отложить, развязать, рассвет, переделать.

 

   (Почему з – с пишется). Молодцы! Ребята, волшебному коту понравились ваши ответы и теперь он предлагает нам встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас, я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…

Из какой сказки отрывок? Назвать слово

      1)Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой

         (Вздуется)       (Показ иллюстраций)

Из какой сказки отрывок?

    2) Но царевна молодая

   Тихомолком расцветая,

   Между тем росла, росла

   Поднялась и расцвела

                                   (Показ иллюстраций)

    3) Вдруг раздался легкий звон

        И в глазах у всей столицы

        Петушок вспорхнул со спицы.

    4) Смилуйся, государыня рыбка

        Пуще прежнего старуха вздурилась.

    5) Испугался бесенок. Да к деду

        Рассказывать про Балдову победу.

   Молодцы, ребята, кот очень рад, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.

   Но чудеса продолжаются.

   А следующее задание предлагает нам волшебник – слуховой диктант.

   У каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки.

   Я говорю слово – белый – с , зеленый – з, а вы поднимаете ту букву, которая пишется на конце приставки в этом слове.

1) расписание – С 

2) изловить – З

3) возвысить – З

4) вскрикнуть – С

5) раздать – З

6) бесконечный – С

7) распилить – С

8) разжать – З.

   Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие.

   А теперь кот-сказочник предлагает волшебную игру под названием «Составь словечко».

 

1)Из слова бесконечный взять ¬

2) шумный                                    Бесшумный

3) интересный ^    

4) красный  

Слово какой части речи получили?

   Какая ¬, почему. запишем слово, разберем по составу. Составьте словосочетание, когда же пишется з – с на конце приставок.

   Молодцы, ребята! А следующее задание – редактирование текста.

Кот-чародей попросил нас восстановить его. Поможем ему?

Опорные волшебные слова находятся у вас в карточках №2. Текст спишите, пожалуйста, вставляя опорные слова, выделяя в них орфограмму.

Старуха …. своего старика.

Она требовала, чтобы золотая рыбка ….. новые её желания.

Старик был ….. и ….. выполнял её приказы (пишут).

   Можно ли его назвать текстом, почему?

   Проверка текста. Молодцы, ребята. Вы наверное, догадались, о какой сказке  идет речь? Какие глаголы встречаются в тексте? Какого они времени. Назовите местоимения? А почему рыбка была золотая? (необыкновенная, волшебная).

   А сколько в этом слове букв, звуков. Оно еще волшебное и с фонетической стороны.

   А есть ли в тексте еще такие волшебные слова, в которых звуков больше, чем букв (своего, новые, желания, её). А почему запятая во 2 предложении.

   Индивидуальная работа.

   Молодцы, ребята. Кот благодарит вас за помощь.

   Вот и подходит к концу наше путешествие. Но не все тайны лукоморья мы открыли, поэтому кот-сказочник прощается с вами ненадолго. На следующих уроках вы продолжите приключения в сказочную страну.

  

 

   Заключение. Портрет-эпиграф.

   В стихотворении Новеллы Матвеевой есть такие строки: «Когда потеряют значенья слова и предметы, на землю для их вдохновенья приходят поэты. Вот таким удивительным поэтом и был А.С. Пушкин, поэтому в сказках его отразился богатый и сказочный мир народной фантазии.

   Спасибо, ребята за урок.

 

Если осталось время – загадки.

   А теперь поиграем: (назвать слово с изученной орфограммой)

Загадки.

1) Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).

2) Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел).

3) Не пуст, а с листочками, не рубашка, а с сшита, не человек, а рассказывает (книга).

4) Не по рыбам, а сети расставляет (паук).

5) В новый стене, в круглом окне. Днем стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь).

6) Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь).

7) Рассыпался горох на 70 дорог.

Никто его не подберет

Ни царь, ни царица, не прекрасная девица (град).

8) Железный нос в землю врос

Роет, копает, землю разрыхляет (плуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Причастие»

в 7 классе

Цели: систематизировать знания о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические и морфологические признаки, выделять запятыми одиночные причастия и причастные обороты; развивать творческие способности учащихся

 

 

Ход урока

 

I.            Оргмомент.

 

      II. Работа по теме урока

 

      1. Вступительное слово учителя.

 

     - На этом уроке мы закрепим полученные знания по теме «Причастие» и подготовимся к сочинению: «Унылая пора! Очей очарованье!».

    Осень в России – особенная пора. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Как же причастия могут вам помочь описать увиденную красоту? Вы узнаете об этом на нашем уроке. Начнем с пунктуационно-орфографической разминки.

 

      2. Пунктуационно-орфографическая разминка

 

     Задание: расставить знаки препинания, объяснить условия обособления причастных оборотов и основные орфограммы в предложении:

     В последние дни ноября, еще не уступающего своих владений зиме, рано угасает день, часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью, а по лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

 

 

     3. Анализ схем предложений

 

     - Вспомним основные условия обособления определений, выраженных причастным оборотом. (Учитель вывешивает таблицу и раздает карточки со схемами, ученики анализируют схемы предложений).

     1. [ о.с.,| ~~~~|,…].

                     л.м.

     2. [| ~~~~|, о.с. …]. 

     3. […,| ~~~~|, … о.с. …].

     4. [ о.с.,| ~~~~| и | ~~~~|,…]

               

                      им. сущ.

5.     [| ~~~~| о.с.].

               причина

6.     […,| ~~~~|, о.с. …].

7.     [… о.с., | ~~~~|, и, | ~~~~|, о.с. …].

8.     [О, и О, и О, и О, | ~~~~|, - ¤ …].

     - Теперь прокомментируйте знаки препинания в следующих предложениях:

1.     Под деревьями темным настилом лежали листья, намокшие от сырого и влажного воздуха, и густая сеть ветвей, веточек, сучков, полусухая трава, еще (не)успевшая пожухнуть до конца, - все это было покрыто множеством серебристо-белых капель.

2.     Сливавшиеся с темнотой леса, надвигались по небу огромные тучи, опускавшиеся почти до земли и словно задевавшие верхушки деревьев.

3.     Растрепанные сильным ветром, березы и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядели одинокими и словно осиротевшими.

4.     Земля, (не)удерживающая осенью весь жар золотого лета, отдает тепло листьям, словно задерживающим на себе солнце.

5.     Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, и дни, уходившие на убыль, - признаки приближающейся зимы.

 

4. Индивидуальная работа у доски

 

     Во время выполнения этого задания один из учеников работает у доски, расставляя знаки препинания в предложении: С самого утра перепадал мелкий снежок, сменяемый по временам солнечным сиянием, и небо, заволакиваемое рыхлыми облаками, расчищалось, и тогда из-за туч, разгоняемых ветром, показывалась ясная и ласковая лазурь.

     - Обратим внимание на предложение, записанное на доске. Какова структура этого предложения? (Данное предложение сложное, сложносочиненное, состоящее из трех частей, каждая из которых осложнена согласованным определением, выраженным причастным оборотом). Какие причастия употреблены в предложении? (Страдательные причастия настоящего времени).

 

     5. Словарно-орфографическая работа

 

     - Образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:

танцевать – (действ. наст. вр.);

подгонять – (страд. наст. вр.);

осиротеть – (действ. прош. вр.);

ласкать – (действ. страд. наст. вр.);

метаться – (действ. наст. вр.);

стелить – (действ. наст. вр.).

 

6. Творческая работа

 

    - Перед вами стихотворение М. Цветаевой:

Когда я гляжу на летящие листья,

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые словно кистью художника,

Картину кончающего наконец,

Я думаю: почему,

Давно пожелтевший, решительно ржавый,

Один такой лист на вершине – забыт?

     - Какова в нем роль причастий?  (Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания).

    - Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Послушайте, как пишет о тишине осени А.К. Толстой:

    Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно природа задумалась глубоко-глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго.

    - Представьте, что эту осеннюю тишину пронизывает пронзительный крик журавлей… (Включаю магнитофонную запись журавлиного крика, а затем предлагаю классу для анализа следующие предложения и отрывок.)

1.     От кромки леса, едва очерченной горизонтом, долетели (не)застывшие, а живые, такие узнаваемые, щемящее тоскливые и ноюще пронзительные звуки, наполненные чувством как)будто) (не)восполнимой утраты, и каждый, познавший тишину осени, с нетерпением ждет ее прихода.

2.     Глядишь на приближающийся журавлиный крик и, очарованный тихой радостью печального расставания, не замечаешь ничего вокруг себя: ни дрожащего парения серебристой паутины, ни дремлющего под прозрачным небом березняка.

3.     Сквозь вечерний туман, под небом стемневший,

Слышен крик журавлей все ясней и ясней…

Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Сумрак, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмых полей, вид печальной земли…

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

                                       (А. Жемчужников).

    - Удивительную тишину осени можно изобразить не только словами, но и красками. Рассмотрим цветные репродукции картин И.И. Левитана, В.Д. Поленова, И.С. Остроухова «Золотая осень» и прочитаем искусствоведческий текст об этих полотнах, выполнив к нему задания:

1.    Найдите причастия, назовите их постоянные морфологические признаки.

2.    Объясните условия обособления причастных оборотов.

3.    Какова роль причастий в этом тексте?

4.    Определите, каким членом предложения являются слова что-то настораживающее, тревожное.

     От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украш..нные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг.…  Эта неравномерность движения, так ясно чувству..щаяся  в застывш..й тишине, и рождает тревогу.

     У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.

Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

     - Выступим теперь в роли художников слова: отберем те словосочетания, которые можно использовать в сочинении об осени, и вставим пропущенные буквы, определив условия написания причастий.

Обеспокое(н, нн)ые птицы, вспаха(н, нн)ое поле, отчая(н, нн)ый порыв ветра, затумане(н, нн)ые дали, обагре(н, нн)ый, позолоче(н, нн)ый, высеребре(н, нн)ый легкой паутиной, хоже (н, нн)ые-перехоже(н, нн)ые тропинки, вызолоче(н, нн)ые перлески, нежда(н, нн)ый морозец, развея(н, нн)ы по тропинкам, увеша(н, нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н, нн)ый, растрепа(н, нн)ый, невида(н,нн)ый багрянец, украше(н,нн)ые позолотой.

 

7. Работа с текстом

      - Вот и закончилось повторение темы. Подведем итог урока, работая с текстом «Осень – это три различных месяца». Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие».

      Русская осень – это три различных месяца.

     Сентябрь – это новосел осени, желтый месяц, златоцвет. Сентябрьский лес, по мнению любителей природы, - странный лес. Поблекшие травы и зацветающие цветы, сверкающий иней и порхание бабочки, увядание и расцвет, грусть и радость переполняющие душу – все эти признаки весны и осени вмещает в себя портрет сентябрьского леса.

     Грязник, и листопад, и свадебник – это в Древней Руси октябрь. Чистые дожди, серебро паутины унизанной (хрустящее)серым жемчугом – признаки погоды в октябре. Но и разноцветная флотилия корабликов из листьев подгоняемая ветерком и вереница деревьев окружающая стеной пруд в парке – это тоже особенности русского октября.

     Серое небо, низкие и тяжелые облака, голые сады и парки, (предательски)прозрачные березовые рощи, сохраняющие лишь кое-где увядшие листья, - вот палитра ноября.

     Наступает предзимье – время, соединяющее глубокую осень с белоснежной зимой.

    III. Итоги урока

    - Скажите, что вы вспомнили сегодня на уроке?

    Домашнее задание: упражнение 201, контрольные вопросы 1 – 10

Обратим внимание на предложение, записанное на доске. я и ласковая лазурь.

мый по временам солнечным сиянием, и небо, заУРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

ПОЭЗИЯ ПОДВИГА

 

(Поэзия Великой Отечественной войны

и послевоенного времени)

 

О ф о р м л е н и е  у р о к а: выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов-современников, пишущих о войне; газета  со стихотворениями и фрагментами сочинений учащихся на военную тему.

Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

1-я группа учащихся («специалисты-исследователи» или «литераторы») изучает поэзию военного и послевоенного времени, готовит сообщение (краткое) о Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове, Ольге Берггольц.

2-я группа учащихся знакомится с творчества молодых лириков, отдавших свои жизни за Родину (Мусса Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров).

3-я группа учащихся изучает творчество Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого,  Роберта Рождественского.

О ф о р м л е н и е  п р е с с –к о н ф е р е н ц и и осуществляют два ученика. Они выпускают газету, подбирают записи песен о войне, делают фотомонтаж из портретов и фотографий (поэтов-фронтовиков) к уроку – пресс-конференции.

«Журналисты» (два ученика) освещают ход пресс-конференции: пишут небольшие статьи, которые в конце пресс-конференции зачитываются.

«Библиотекари» (два ученика) готовят обзор книг о Великой Отечественной войне.

К о н т р о л ь  з а  п р е с с - к о н ф е р е н ц и й  осуществляет один ученик.

                                                                                   

 

 

 

 

 

              Э п и г р а ф:

       Прошла война, прошла страда,

 Но боль взывает к людям;

                                      Давайте, люди, никогда

                                      Об этом не забудем!

                                                                              А.Т. Твардовский

 

П р о в е д е н и е  п р ес с – к о н ф е р е н ц и и

 

Ведущий

Мы проводим пресс-конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют корреспонденты (имена), а также гости.

На вопросы, интересующие корреспондентов, ответят специалисты-исследователи поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Они сидят за столиком №1.

Разрешите представить сидящих за столиком №2 исследователей творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

Стол №3. Поклонники и исследователи творчества Ю. Друниной, Э. Асадова, В. Высоцкого, Р. Рождественского.

Стол №4. Художники и оформители сегодняшней пресс-конференции.

Стол 5. Журналисты, освещающие ход пресс-конференции.

Стол №6. Представители библиотеки. Выступят с обзором литературы по теме.

Стол №7. Контроль за пресс-конференцией осуществляет (имя).

Ц е л и  и  з а д а ч и  п р е с с – к о н ф е р е н ц и и

Присутствующие на пресс-конференции узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны; познакомятся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи; выяснят, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче… После припева музыка смолкает. Говорит ведущий.

 

 

 

       Ведущий

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны.

Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война».

Песня «Священная война» заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический  долг.

Вопросы сидящих радом с ведущим «корреспондентов», на которые отвечают учащиеся 1 и 2-й групп.

 

Сколько же писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена? (Отвечают «исследователи», сидящие за столом №1.)

- Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

- Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

- Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они ушли не полюбив, не докурив последней папиросы…»

 

Какую роль играла в те суровые годы поэзия?

- Стихи песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

- Стихи Твардовского, А. Суркова, О. Бергольц, Н. Тихонова, А. Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, О Родине, О прошлом, настоящем и будущем ее.

- Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной, где была скорбь.

- Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!

- Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!

 

Расскажите о К. Симонове, А. Суркове, А. Твардовском,         О. Берггольц и других замечательных поэтах.

Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их.

(Вопросы «адресуются» учащимся 1-й группы, которые рассказывают о поэтах, читают наизусть стихи,  Прозвучали произведения К. Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Дом друзей», А. Суркова «Шестой», «Наедине с тобой», «Присягаем победой», песни «Бьется в тесной печурке огонь…», «Песня смелых», отрывки из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».)

 

Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? (Отвечают «исследователи», сидящие за столиком №2.)

- Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви в Родине, призыв к ее защите.

- Герои поэзии военных лет – это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом!

- А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.

 

Ведущий

Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе.

Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие именитые писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов.

 

Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» (звучит в исполнении учащихся ).

 

Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых все еще было впереди…

(Сообщения учащихся о поэтах П. Когане, М. Кульчицком, Н. Майорове, молодых, сильных, жизнелюбивых, мечтавших о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле. Без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом.)

- Николай Майоров писал о своем героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы.

  Вы в книгах прочтите, как миф,

   О людях, что ушли, не долюбив,

    Не докурив последней папиросы.

(Звучат стихи П. Когана, М. Кульчицкого и других погибших поэтов. Материал взят из книги «Строка, оборванная пулей».)

- Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине.

Муса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных в заточении, Муса Джалиль мечтал их напечатать.

Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам моабитских тетрадей, их обобщение:

                                Пел я, весеннюю свежесть почуя,

                                Пел я, вступая за Родину в бой,

                                Вот и последнюю песню пишу я,

                                Видя топор палача над собой.

                                Песня меня научила свободе,

                                Песня борцом умереть мне велит.

                                Жизнь моя песней звенела в народе,

                                Смерть моя песней борьбы прозвучит.

 

Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее.

 

(Чтение стихотворений «Прости, Родина!», «Варварство» и др.)

 

Ведущий

… Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны.

В Сталинградском сражении приняло участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свыше пяти тысяч литературных произведений. В нашей литературе существует целый пласт «сталинградской поэзии».

 

Хотелось бы послушать стихи поэтов Сталинграда.

(Материал о Сталинградской поэзии в трехтомнике «Память Сталинграда». Волгоград, 1992г.)

- Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях!

Главное, чем волнуют эти стихотворения, - правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако выливающаяся в интонацию, которая добирается до самой души.

 

Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес вашей литературы к этой теме?

(На данные вопросы отвечают «исследователи» современной поэзии о войне.)

 

Расскажите о произведениях Ю. Друниной, Э. Асадова, Р. Рождественского и других поэтов на военную тематику.  (Песни В. Высоцкого. Прослушивание в записи.)

 

- Особо хочется сказать о стихотворении Э. Асадова «Реликвии страны». В нем – щемящая боль за Россию сегодняшнюю.

Чтение стихотворения.

 

Ведущий. В ы в о д ы.

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

 

Расскажите о литературе по данной теме. (Обзор литературы по данной теме делают «библиотекари», сидящие за столом №6.)


       Слово «журналистам», освещавшим ход пресс-конференции.

(Читаются небольшие заметки-статьи, написанные учащимися-«журналистами».)

 

Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

 

ГРАММАТИЧЕСКОЕ КОЛЬЦО

(Игра-путешествие для учащихся VII классов)

 

Цель: обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: схема движения, маршрутные листы, карточки с заданиями, дипломы для награждения команд.

Ход урока:

1.    Оргмомент. Обсуждение условий игры.

«Грамматическое кольцо» -  командная игра.

Формируем 3 команды (игроки и капитан).

Игра начинается на станции «Теоретическая» с конкурса капитанов, затем командам вручаются маршрутные листы с указанием пути следования, и команды начинают движение по кольцу.

 

Схема движения

 

                                                  . Ст. «Теоретическая»

 

 

                                                                             . Ст. «Фонетическая»

 

                             .

Ст. «Синтаксическая»

          

 

 

 

 

                            .                                                . Ст. «Словообразовательная»

Ст. Морфологическая                                              

 

 

 

 

 

 

На каждой станции участники получают карточки с заданиями.

Оценки за выполнение задания жюри заносит в маршрутный лист.

Игра заканчивается после того, как все команды пройдут намеченный маршрут и вернутся на станцию «Теоретическая», где жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество баллов, объявляет результаты и награждает участников дипломами.

 

2.    Игра-путешествие «Грамматическое кольцо».

3.    Итоги игры

Сайт создан в системе uCoz